Реклама

Афон. От мифа к истории

АФОН.

ОТ МИФА К ИСТОРИИ.

Афон или Святая Гора является восточным ответвлением полуострова Халкидики и омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 360 кв.км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с Македонией, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и у моря заканчивается возвышенностью, высота которой достигает 2033 м. Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову.

О названии и истории полуострова имеется много мифов и преданий. Афон – слово догреческого происхождения, согласно теогоническому мифу – имя одного из фракийских гигантов. Во время борьбы с богами Афон бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, однако, промахнулся и каменная глыба упала именно на то место, где сегодня находится гора Афон. Другая версия этого мифа повествует о том, что Посейдон, победив восставшего гиганта по имени Афон, похоронил его под высокой скалой. И, наконец, еще по одной версии, Афоном звали сына Посейдона.

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там еще в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности, способствовали к ведению здесь уединенной жизни.

Первыми жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н.э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей.

Основным родом деятельности местных жителей являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство. Проживая в автономных общинах, они имели свои органы.

Афон сегодня.

На сегодняшний день на Афоне действуют 20 монастырей. Их число, согласно уставу монашеской республики, не подлежит изменению. Устав, несмотря на это ограничение, не запрещает, в случае появления необходимости, организацию новых учреждений (скитов, келий и т.д.). Последние находятся в строгой зависимости от монастырей.

В порядке иерархии монастыри расположены следующим образом:

a Великая Лавра

a Ватопед

a Ивер

a Хиландар

a Дионисиат

a Кутлумуш

a Ксиропотам

a Зограф

a Дохиар

a Каракал

a Филофей

a Симонопетр

a Св. Павла

a Ставроникита

a Ксеноф

a Григориат

a Есфигмен

a Св. Пантелеимон

a Кастамонит

Место в иерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, а его влиятельностью и временем основания. Из 20 монастырей: 17 греческих, 1 русских (Св. Пантелеимон), 1 сербский (Хиландар) и 1 болгарский (Зограф).

Карея – столица Афона.

Монашеский городок Карея – место заседания Священного Кинота, находится в центре Афона и является его столицей. Здесь построены подворья (конаки) девятнадцати монастырей, в которых живут антипросопы и епистаты, заседающие в Киноте. Только один монастырь – Кутлумуш, ввиду непосредственной близости от Кареи, не имеет своего подворья.

Помимо подворий, в Карее имеются кельи, зависящие от монастырей и населенные монахами-собственниками. Монахи занимаются ремеслами и изготавливают для продажи различные предметы.

В начале XX века число келий в Карее достигло 120, а население 700 человек. Здесь располагался и турецкий каймакам (управляющий), с подведомственной ему полицией. В настоящее время в Карее имеются 82 кельи, в которых проживают греки, сербы, русские, болгары и румыны.

Соборный храм Кареи – Успения Богоматери – расписан в XIV веке знаменитым иконописцем македонской школы живописи Мануилом Панселином. Он украшен также впечатляющими иконами XVI века, выполненными представителями критской школы иконописи.

Афон и «смерть».

Монахи не боятся смерти, воспринимают ее как нечто неизбежное и естественное. На Афоне сформировался целый культ погребения. Здесь хоронят без гроба; тело обвивается мантией и придается земле. Через три года могилу раскапывают, если за это время тело еще не истлело, не принято землей, то, по вере святогорцев, усопший вел не праведную жизнь. Тогда могилу снова зарывают и особенно горячо молятся за усопшего брата, посмертная жизнь которого так трудна. Если же тело истлело без остатка, кости чисты и имеют желтоватый цвет, это признак особой духовности покойника. После эксгумации кости омываются в воде с вином и насухо вытираются хлопчатобумажной тканью, а затем переносятся в склеп.

Склеп имеется в каждом храме. Здесь хранятся останки усопших монахов. Внутри усыпальницы установлены полки, на которых в иерархическом порядке расположены черепа. На каждом из них указывается имя покойника, день и год его смерти. Мелкие кости размещаются по общим ящикам – ножные к ножным, ручные к ручным и т.д. На стену склепа на видное место крупными буквами наносится надпись:

Перейти на страницу: 1 2 3