Реклама

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТУРИСТСКОГО  РЫНКА

В специальной литературе по проблемам экономики туризма, туристский рынок определяется как туристский регион, страна. Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно. Если рассматривать туристский рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то туристский рынок можно определить как совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства купить его сегодня или завтра. Щетки для пылесоса electrolux zipinsk.ru.

Существо рыночных отношений в туризме в конечном счёте сводится, с одной стороны, к возмещению затрат туристических операторов, агентств и их контрагентов по производству и реализации тур продуктов и получению ими прибыли. С другой, к удовлетворению платёжеспособного спроса туристов на основе свободного, взаимного соглашения. Всё это и составляет основные черты туристского рынка.

Принято считать, что сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях.

Туристский рынок обеспечивает:

· согласование производства и потребления туристских продуктов в ассортиментной структуре, поддерживает баланс спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туристических операторов, агентств и туристов, через куплю-продажу тур продуктов;

· установление ценностных эквивалентов для обмена тур продуктов;

· стимулирование эффективности производства тур продуктов и побуждает производителей к созданию необходимых тур продуктов с наименьшими затратами.

В целом роль туристского рынка такова:

1. Выдавать «сигнал» тур операторам с помощью обратных связей, какие тур продукты, в каком объёме и в какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение.

3. Дифференцировать тур операторов, агентов и их контрагентов в соответствии с эффективностью их работы.

4. «Очищать» туристский комплекс и его экономику.

К сожалению, на данный момент туристский рынок в России является неразвитым и несбалансированным. Низкие инвестиции, широкое использование бартерных расчётов способствуют тому, что процесс развития рынка происходит очень медленно. А количество выезжающих за границу, по сравнению с въезжающими и внутренними туристами, провоцирует дисбаланс рынка. Разработки ВТО свидетельствуют, что для сбалансированного туристского рынка типична пропорция: один въездной – один выездной – четыре внутренних туриста. А в настоящее время ситуация в России такова: десять выезжающих – два въезжающих – один внутренний турист.

Туристский рынок состоит из множества сегментов и имеет определённую структуру. Структура – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объёме туристского рынка. Для характеристики структуры туристского рынка можно выделить ряд критериев:

По субъектам:

- рынок туристов (покупателей туристских продуктов);

- рынок туроператоров (производителей и продавцов туристских продуктов);

- рынок турагентов (промежуточных продавцов туристских продуктов – посредников);

- рынок контрагентов туроператоров и турагентов (исполнителей туристских услуг – гостиниц, ресторанов, перевозчиков и т.п.)

На рынке туристов предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные туристские продукты, их цены и отдаёт предпочтение тому или иному туристскому продукту. На этом рынке существует конкуренция туроператоров и турагентов, что характерно для современных развитых национальных, региональных и международных туристских рынков.

Рынок туроператоров характеризует превышение спроса над предложением. Главную роль здесь играет количество туристских продуктов. Их качеству уделяется меньшее внимание, ассортимент беден, возможность выбора отсутствует. До недавнего времени таким был и российский туристский рынок.

Рынок турагентов выражает совокупность экономических отношений людей и фирм, приобретающих туристские продукты для их перепродажи с выгодой для себя.

По объектам:

- рынок туристских продуктов, как элемент более сложной структуры – потребительского рынка, в свою очередь включающий:

- рынок международных туристских продуктов;

- рынок национальных туристских продуктов;

- рынок программных туристских продуктов;

- рынок рекреационных туристских продуктов;

- рынок элитарных туристских продуктов;

- рынок спортивных туристских продуктов;

- рынок экзотических (экстремальных) туристских продуктов;

По географическому положению:

- местный (локальный) туристский рынок,

- региональный туристский рынок,

- национальный туристский рынок,

- мировой туристский рынок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5