Реклама

Развитие сферы туризма на примере Турции

Рассмотрим развитие туристической сферы государства на примере Турции. Проспонсировав сферу туризма, Турция теперь переживает настоящий туристический бум и получает в казну миллиарды долларов. Большое количество украинцев либо уже привыкло отдыхать на турецких курортах либо собираются, и количество туристов, выезжающих в Турцию, ежегодно растет. Например, в 2004 г. По сравнению с 2003-м оно увеличилось на 32% . Турция по праву может претендовать на статус украинской и российской здравницы за рубежом. По данным Госпогранслужбы, в прошлом году эту страну посетили 218,4 тыс. украинцев (хотя по данным туроператоров, эта цифра колеблется от 300 тыс. до 400 тыс.) и 1,5 млн. россиян.

По прогнозам, и в этом году Турция станет лидером по приему украинцев. Собственно, турки из года в год делали все возможное, чтобы и жители СНГ, и европейцы ехали отдыхать именно к ним. Что касается СНГовцев, то тут не обошлось без помощи челноков, которые, как Иван Сусанин поляков, повели за собой толпы отдыхающих. Последние, попав в объятия турецких туроператоров, вырваться из них уже не смогли. Почему? Турция объявил туризм одним из приоритетных направлений экономики. Ежегодный бюджет министерства туризма Турции составляет $60 млн. (Для сравнения: в Госбюджете-2005 Украины – 6,06 млн. грн.) Государство не скупится на льготы туркомпаниям и гостиницам. Стараясь привлечь туристов из СНГ, в частности из Украины, оно частично покрывает расходы туркомпаний, чтобы те в свою очередь могли предоставлять бонусы украинским операторам. Пару лет назад путевку на недельный отдых можно было приобрести за 190$. Когда же турецкое направление «раскрутили», цены можно было и повышать.

В 2004 г. Турцию посетили примерно 16 млн. туристов. А в планах правительства Турции – через пять лет принять в два раза больше. Поэтому стоит разобраться, в чем же состоят конкурентные преимущества этой страны.

Туристической отрасли Турции не более 15 лет, и она не отягощена тяжелым наследием в виде старых гостиниц – малометражек со старым кафелем и советской сантехникой, как украинский курорты. В Турции почти все гостиницы новые, современной «начинкой». И гостиничная база постоянно развивается. В одной только Анталье за последний год введены в эксплуатацию 24 новых пятизвездочных отеля. Но самое главное, что в этой стране есть гостиницы буквально для самых разных потребителей: для любителей тишины, созерцателей природы и поклонников дискотек, для дам с собачками и для спортсменов. А в Чешме и вовсе построили гостиницу в соответствии с философией фэн-шуй. Примерно 80% турецких отелей работают по системе all inclusive («все включено»). В то время как на черноморских курортах таких отелей, по данным операторов, меньше на треть.

Из 218 тыс. украинцев, посетивших Турцию в прошлом году, 80% отдыхали на Анталийском побережье. Но из них, возможно, только 20% согласятся приехать на этот курорт еще раз. Турист, как известно, любит новизну. И турки прекрасно понимают, что интерес к «раскрученной» Анталье рано или поздно начнет утихать. Они не стали дожидаться этого и предложили другие курорты. Несколько лет назад началось активное освоение побережья Эгейского моря. Турецкие компании сумели найти изюминки этого побережья, которые сейчас активно «раскручивают». Парадокс, но подобные изюминки можно найти и в Украине, только их никто не ищет.

А самое главное Турция не скупится на рекламу своих курортов, понимая, что без «раскрутки» вся инфраструктура останется невостребованной. Поэтому пиар-акции отдельных туркомпаний подкрепляются массированной пиар-компанией национального масштаба. Министерство туризма и культуры Турции только на рекламу в Украине в 2004 г. Выделило более $700 тысяч, в то время как бюджет Украины выделил в 2005 году только 6,06 млн. грн. на развитие туризма, а при проектировании государственного бюджета Украины на 2006 год поступил запрос на выделение 44,5 млн. грн. на финансирование туристической отрасли, который даже не был учтен.

За 10 лет туристическая отрасль Турции поднялась на четвертую строку национальной экономики (в нашей стране она не может попасть даже в десятку). В 1,5 раза выросла доходность туризма, который только в виде прямых поступлений принес турецкой казне в прошлом году $15,9 млрд.