Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства
Сейчас вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что путешествия и туризм уже играют весьма существенную роль в экономической составляющей устойчивости, и в будущем эта роль может только возрастать. При этом ширится понимание того, что влияние спроса на путешествия выходит далеко за рамки обычных туристских агентств и непосредственно затрагивает такие сферы деятельности, как самолетостроение и пищевая промышленность, с одной стороны, и создание системы розничной торговли для обслуживания туристов – с другой.
Туризм и транспорт взаимно влияют на развитие друг друга, факторы времени и удобства побеждают над ценовым фактором, поэтому самый быстрый авиационный и самый доступный (по месту назначения и инфраструктуре) автомобильный заметно опережают более дешевые водный и железнодорожный.
 
 
Рис. 1 Структура использования туристами различных видов транспорта
Несмотря на то, что международный туризм с каждым годом вовлекает в свою сферу все больше территорий, даже самые удаленные уголки земного шара, существует сильная диспропорция в региональном распределении основных показателей. Важно отметить еще и тот факт, что внутрирегиональный туризм преобладает над межконтинентальным. Европа концентрирует больше половины туристов и поступлений (при этом около 80 % всех туристов живут в пределах этого региона). Правда, постепенно возрастает доля и других регионов.
Таблица №2
Распределение прибытий туристов и поступлений от туризма по регионами мира
| прибытия туристов | поступления | ||||||
| 2003 (млн поездок) | Доля региона (%) в2003 | Рост (%) 2003/02 | Среднегодовые темпы роста (%)1985-2003 | 2002 (млрд ам. долл.) | Доля региона (%) в2002 | Рост (%) 2002/01 | |
| мир | 664,4 | 100,0 | 4,4 | 5,2 | 441,0 | 100,0 | 3,1 | 
| Африка | 26,9 | 4,0 | 7,8 | 7,5 | 9,8 | 2,2 | 4,8 | 
| Америка | 122,9 | 18,5 | 2,4 | 4,7 | 118,0 | 26,8 | 0,9 | 
| Европа | 394,1 | 59,3 | 2,7 | 4,5 | 232,5 | 52,7 | 3,6 | 
| Ближ Восток | 17,8 | 2,7 | 16,2 | 6,4 | 8,6 | 1,9 | -6,7 | 
| ЮжнаяАзия | 5,7 | 0,9 | 8,3 | 6,0 | 4,3 | 1,0 | 5,3 | 
| АТР | 97,2 | 14,6 | 11,1 | 8,5 | 67,8 | 15,4 | -10,4 | 



