Реклама

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога, она же Кругобайкалка, она же КБЖД. Место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, в мире – тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов, для которых Кругобайкальская железная дорога представляет интерес круглый год.

Единство инженерной мысли и природы. Представьте себе крутые горы, уходящие в воду и в этих скалах вырублена узкая полоска для железной дороги. Уникальный 100-километровый участок, соединивший в начале ХХ-го века западный и восточный Транссиб, испещрен ж/д мостами, туннелями (39 шт.!), водотоками . А плюс к этому еще и бездонный, прозрачный Байкал сбоку. Такого места больше нет на Байкале – на нем нет уклонов, и от самого начала, 156-го километра до порта и станции Байкал на 73-м километре, путник теоретически не поднимается ни на один метр.

До 50-х годов КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. Начинается эта историческая ветка от города Слюдянка, где она соединяется с Транссибом, и тянется вдоль побережья Байкала на запад до порта Байкал, что у истока Ангары.

Так что же такое Кругобайкальская железная дорога?

Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами. Открывающиеся взору долины обжиты маленькими поселками, часть деревянных построек которых выполнена в стиле "модерн", что само по себе необычно для заброшенного богом уголка.

Это уникальный комплексный памятник – историко-архитектурная природно-ландшафтная заповедная территория, входящая в зону Прибайкальского государственного природного национального парка, расположенная на узкой полосе юго-западного побережья озера Байкал и охватывающая участок от железнодорожной станции Байкал до железнодорожной станции Слюдянка (составная часть от проектного участка начала ХХ века – ст. Иркутск – ст. Мысовая Сибирской железнодорожной магистрали). Эта территория включает в себя памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, При этом необходимо отметить, что такого количества инженерных сооружений, как на КБЖД, нет больше ни на одном участке железной дороги во всей России. Судите сами, от станции Байкал - до станции Слюдянка инженерно-архитектурный комплекс почти вековой давности строительства к настоящему времени сохранился в следующем составе: тоннели и галереи – всего комплексов и отдельно стоящих сооружений – 56; комплексов мостов и виадуков – 248; подпорных стенок – 268; памятников архитектуры – 172 (архитектурный комплекс наиболее пострадал – много построек было разобрано и вывезено за пределы заповедного участка КБЖД), причем максимально этот комплекс сконцентрирован на отрезке дороги от Байкала до Култука, протяженностью в 85 километров, представляющим собой горный, скалистый берег.

Комплекс Кругобайкальской железной дороги включает в себя также памятники природы – геологии, минералогии, зоологии, биологии.

И, наконец, – это Мекка туристов, приезжающих сюда со всего мира. Причем с каждым годом поток туристов все увеличивается и кроме дикого туризма приобретает направление профессионального.