Реклама

Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений.

Но, вместе с тем в сокращении объема и структуры товарооборота между Россией и Казахстаном продолжает играть роль политизация двусторонних отношений, переориентация развития внешнеэкономических связей на страны вне СНГ и разрыв технологических связей. Это было обусловлено в определенной степени влиянием внешних факторов прямого воздействия, каковыми являются Международный валютный фонд, Международный банк, Европейский банк развития и реконструкции, ряд ТНК, а также внешние поставщики товаров и услуг, внешние потребители, регионы-конкуренты, финансовые организации, транспортные предприятия. Это привело к развитию устойчивых для РК и РФ тенденций, направленных на постепенное превращение их в источник сырья для мировой экономики.

В данной ситуации создание совместных агломераций между РК и РФ станет реальной основой реструктуризации экономики, посредством пространственной интеграции в системе казахстанско-российских отношений и ЕврАзЭС, аналогично опыту ЕС еще полвека назад. При этом принципы и особенности формирования сетевых структур расселения населения в приграничных с Россией регионах Казахстана должны быть адекватны российским, и не уступать им по степени комфортности и инфраструктурной насыщенности, что особенно важно для малых и средних городов приграничных территорий 2-х государств. Только в таком случае агломерации могут стать центрами инноваций, капитала, новых технологий, полицентрическим пространством производства товаров и услуг мирового уровня. На наш взгляд за пределами 2015 года интеграционные связи будут более тесными, а в период с 2020 по 2030 годы по содержанию они должны быть близки уровню экономических связей, достигнутых в странах ЕС. При этом Стратегии интеграции Казахстана и России должны способствовать консолидации интеграционных процессов на основе гармонизации экономической среды, в рамках совместных агломераций, с целью создания интегрированных территориальных структур, достигнутых в высокоразвитых странах. К сожалению, экономическая политика в странах ЕврАзЕС, пока не предусматривает в ближайшие годы мер экономического слияния национальных территориальных систем в общий рынок, как того предполагает интеграция в широком понимании, не предусматривается формирование единых наднациональных хозяйственных структур типа вертикальноинтегрированных ТНК и региональных кластеров, отвечающих современным вызовам глобальной экономики.

В казахстанско-российских отношениях существует общая проблема, без решения которой трудно рассчитывать на эффективность регионального сотрудничества. Речь идет об объективной тенденции в развитии наших национальных экономик, обусловленной снижением в них удельного веса перерабатывающих отраслей и, соответственно повышением доли сырьевых. Поскольку эта тенденция сохраняется, сторонам следует считаться с ней и разработать методы прогнозирования ее последствий, что одинаково важно, как для Казахстана, так и для России. Причем, не только с точки зрения структурных преобразований, но и с целью оценки возможных вариантов развития интеграционных процессов между двумя странами. Тем не менее, существует угроза превращения территорий, граничащих с Россией в зону вымывания экономического потенциала Казахстана. В данной ситуации для Казахстана особенно важно создание с участием России и других стран транснациональных компаний, штаб – квартиры и контрольный пакет акций которых находились бы на территории Казахстана. Тип расселения населения в приграничных с Россией регионах Казахстана не должен уступать по степени комфортности и инфраструктурной насыщенности российским регионам.

Вместе с тем формируется законодательная база казахстанско-российских отношений, формируемая на трех уровнях создает условия и предпосылки паритетного сотрудничества:

1. Правовые акты, принятые самими государствами создают юридическую базу для развития трансграничных связей.

2. Нормативно-правовые акты, принимаемые на межгосударственном и межправительственном уровнях составляют международно-правовую базу приграничного сотрудничества.

3. Нормативно-правовая база приграничного сотрудничества, создаваемая на региональном уровне должна обеспечить более конкретное участие регионов в интеграционном процессе.

Создание совместных агломераций между РК и РФ станет реальной основой пространственной интеграции в системе ЕврАзЭС, аналогично опыту ЕС еще полвека назад. Агломерации станут центром инноваций, капитала, технологий, полицентрическим пространством производства товаров и услуг мирового уровня. Пространственное развитие на основе интеграции приграничных индустриальных зон межу РФ и РК на основе создание совместных агломераций позволит Казахстану создать мощную экономику по периметру страны, обеспечит освоение значительного рынка России, создаст пояс экономической безопасности, и главное, позволит проводить политику расселения населения в зонах по периметру страны, которые наиболее благоприятны для проживания, и в конечном счете, будут способствовать расширению зоны жизненных интересов Казахстана на Евроазиатском континенте.

Перейти на страницу: 1 2 3 4