Реклама

История создания систем бронирования билетов. Первая

Когда в 1960 году программисты корпорации IBM и авиакомпании American Airlines разработали первую компьютерную систему Sabre, предназначенную для резервирования билетов, многие посчитали их сумасшедшими.

American Airlines потратила на создание этой системы 150 млн. долл. На такие деньги можно было приобрести целый воздушный флот из 707 самолетов.[2]

Подпись: 
Начиная с середины 40-х годов сотрудники авиакомпаний регистрировали заказы на специальных цветных карточках, которые упорядочивались и размещались в специальной вращающейся картотеке, прозванной в шутку «ленивой Сьюзен»

«Вместо того чтобы финансировать свой основной бизнес, руководство авиакомпании отважилось вложить немалые средства в массу таинственных ящичков, разбросанных по комнате, — вспоминал Клифф Тэйлор, конструктор American Airlines, принимавший участие в работе над проектом. — Многие заявляли, что наша компания сошла с ума, но мы были убеждены в своей правоте, поскольку в жизни не видели ничего более совершенного. В то время никто еще не задумывался об ошибках».

Идея создания системы Sabre родилась за шесть лет до того в самолете, во время случайной встречи генерального директора компании American Airlines К. Смита и директора корпорации IBM по продажам Блэйра Смита. Их беседа на пути из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк впоследствии вылилась в совместное исследование корпорациями IBM и American Airlines процедуры резервирования билетов. Целью проекта, разработка которого началась в 1954 году, было создание автоматической системы резервирования.

Пять лет спустя обе компании решили воспользоваться результатами работ исследователей Массачусетсского технологического института, которым удалось реализовать коммерческий проект системы безопасности воздушного движения SAGE (Semi-Automatic Ground Environment). Система SAGE стала ответом сторонников мирных путей развития на милитаристские устремления правительства США и развязывание холодной войны. Данный проект положил начало технологиям оперативной обработки информации и имел гораздо большее значение для развития коммерческих вычислительных систем, чем для обеспечения национальной безопасности. Именно эти решения впоследствии легли в основу системы Sabre.

К началу 1960 года American Airlines уже имела в своем распоряжении полуавтоматическую систему Reservisor, однако агенты, резервировавшие билеты, по-прежнему должны были выполнять большинство операций вручную, оформляя заказы по телефону, отправляя телеграфные сообщения и тратя массу времени на заполнение бумажных документов. По словам Тэйлора, вероятность ошибки составляла около 8%. Сама по себе эта цифра кажется достаточно большой, однако в то время данная автоматизированная система была, безусловно, лучшей из имеющихся у авиакомпаний. Пользователи надеялись, что серьезные инвестиции в Sabre помогут уменьшить число сбоев без увеличения стоимости операций. Первоначально IBM и American Airlines разместили центральный вычислительный центр в самом центре Манхэттена.

Сейчас Тэйлор, которому исполнилось 69 лет, вышел в отставку и проживает в городе Тулса (штат Оклахома), в том самом месте, куда American перенесла вычислительный центр Sabre в 70-х. На должность конструктора он пришел из отдела резервирования билетов, где занимался отбором кандидатов на участие в проекте. Тэйлор не имел возможности набрать программистов с улицы, поскольку в то время их просто не было, поэтому ему пришлось самому заниматься обучением сотрудников.

Перейти на страницу: 1 2