Реклама

Интернет – второе дыхание систем бронирования

Использование традиционных технологий на рынке бронирования авиабилетов и мест отдыха принимает новые формы за счет кардинальной переориентации на Интернет

Чего можно ожидать от Интернета?

Согласно прогнозам «eMarketer», в ближайшее время самым продаваемым через Интернет продуктом станут турпоездки: их доля в общем обороте мировой Интернет-торговли, составлявшая в 1997 г. 7%, вырастет к 2002 г. до 35%. Jupiter Communications предсказывает рост объема продаж туристических услуг до 12,6 млрд долл. в 2002 г., а Forrester Research — до 20,3 млрд долл. в 2004 г. [6]

Сеть предлагает новые виды услуг для клиентов авиа- и туристических компаний. В свою очередь, компании, вооруженные Интернет-средствами, получают дополнительные возможности для привлечения потребителей и реализации нестандартных и экономичных способов продвижения собственных услуг.

Оригинальные подходы к использованию интерактивных свойств Интернетсреды уже применяют и в России. Понятно, что первыми на этом поприще решили попробовать свои силы отделения зарубежных компаний.

В конце марта 1999 г. германская авиакомпания Lufthanza совместно с «Комстар» и «Петерстар» организовала в Рунете аукцион по продаже авиабилетов с фиксированной датой вылета, в котором приняли участие более 500 человек. В сентябре 1999 г. в подобном аукционе участвовали уже около 2500 человек. На аукционе выставлялись билеты на конкретный маршрут и определенное время. Начальная ставка составляла 10 долл. Например, на мартовском аукционе победитель заплатил 730 долл. за билет до Нью-Йорка и обратно при обычной цене в 1000 долл. За каждый из этих аукционов компании удавалось реализовать около 100 билетов, которые обошлись некоторым клиентам на 50% дешевле, чем при покупке в кассе. Такой подход позволил снять проблему наполняемости рейсов и в итоге принес авиакомпании немалую выгоду.

Жизнь заставляет российские авиационные и туристические компании и агентства по продаже транспортных билетов, мест в гостиницах и туров искать более современные методы повышения эффективности своей деятельности и сокращения затрат. В мировой практике такие поиски ведутся уже на протяжении десятилетий: внедряются различные автоматизированные офисные системы, применяются компьютерные системы бронирования. Однако важнейшим вопросом остается продвижение услуг и доведение их до конечного потребителя.

Поэтому большие надежды сейчас возлагаются на новые формы взаимодействия с клиентами — на упоминавшиеся выше электронные аукционы, продажу билетов через Интернет, размещение предложений на рекламно-информационных сайтах, посвященных туризму.

Последние исследования показали, что обращение к возможностям Сети позволяет снизить производственные затраты, создать благоприятные условия и удобства для покупателя, ускорить оформление билетов и резервирование мест отдыха. При этом высвобождаются дополнительные средства, которые можно использовать для введения более гибкой системы скидок.

Анализ деятельности западных компаний выявил несколько существенных преимуществ, которые дает переход на Web-обслуживание клиентов. Например, обычные затраты на организацию торговли транспортными билетами оцениваются в 8 долл., а в онлайновом режиме — всего в 1 цент за билет. Все чаще появляются упоминания о том, что крупные авиакомпании развивают продажи через Интернет как один из способов прямой реализации билетов (минуя посредников) и таким образом снижают комиссионные. Вследствие этого доля электронных продаж билетов растет, тогда как доля агентских продаж заметно уменьшается.

Сейчас стало возможно использовать Интернет как для совершенствования существующей модели взаимодействия, так и для формирования деловых отношений нового типа. С помощью технологий GDS удалось установить информационную связь между поставщиками туристических услуг (в качестве которых могут выступать авиакомпании, гостиницы), а также предоставить доступ к этим услугам туроператорам и розничным продавцам.

После внедрения систем электронных платежей такой доступ получили индивидуальные клиенты. Предприятия авиационной отрасли, и в частности унитарное государственное предприятие ГАВС (Главное агентство воздушных сообщений), бывшие некогда пионерами в применении компьютерных сетей и прочих телекоммуникационных средств, теперь спешно осваивают электронный бизнес.

Денежные потоки на авиарынке контролируются не только перевозчиками, но и агентствами по продаже билетов, среди которых выделяется ГАВС: на него приходится около 13% оборота отрасли. На протяжении десятков лет (с 1937 г.) это было единственное агентство в стране, занимавшееся продажей авиабилетов на внутренние рейсы. Сегодня ГАВС работает с системой резервирования авиабилетов «Сирена».

Еще на заре развития российского Интернета предприятие пришло к решению наладить продажу билетов через Сеть. Сайт www.glavagentstvo.fas.ru, подключенный к двум каналам с пропускной способностью 128 кбит/с каждый, был размещен на сервере Федеральной авиационной службы (бывшее Министерство гражданской авиации) 10 марта 1998 г.

Перейти на страницу: 1 2