Реклама

История курорта. Таким было начало

В 300 верстах от Владивостока и в 200 верстах от Никольск -Уссурийского, на левом берегу Уссури, на нижнем склоне, покрытом дубняком Преображенской (а ныне Курортной) сопки началось строительство монастыря, получившего впоследствии название Уссурийского свято-Троицкого Николаевского. Власти выделили для этой цели огромный кусок земли в 3.733 десятины.

Бывший артиллерийский офицер, игумен Алексий был хватким хозяйственником.

Уже через несколько лет монастырь превратился в самое крупное хозяйство края.

Трудно было понять, что в этом странном монастыре занимает главенствующее положение: религия или хозяйственное дело?

П.Вольногорский, посетивший эти места в 1904 году, в своей книге «По белу свету» писал: «Кроме храма, при монастыре 18 зданий, оштукатуренных, покрытых железом, мастерские: столярная, швальня (портняжная), свечной и воскоделательный завод с пасекой из 600 ульев. Бесплатная школа с квартирами для детей».

Но это еще не все. Вскоре монастырь заимел свой кирпичный завод, паровую мельницу, мукомольное, лесопильное, маслобойное, гончарное, бондарное, кузнечно-слесарное, сапожное производства. Кроме того, была типография для печатания брошюр религиозного содержания, фотография, живописная и переплетная мастерские, библиотека. Типография своими произведениями снабжала не только уссурийский край, но и Манчжурию.

Но основное занятие монастыря – земледелие и скотоводство: монастырь владел до 5000 десятин земли. Огородничество и садоводство находилось в образцовом состоянии и давало хороший доход. Имел монастырь и прекрасный рогатый скот, и небольшой конный завод, птицеферму. Осколков построил даже электростанцию.

Рядом с монастырем образуются села. Здесь оседают крестьянские семьи, переселенцы из европейской части России.

Монастырь сдавал в аренду окрестным крестьянам сельскохозяйственные машины, снабжал их семенами, продовольствие, необходимыми кузнечными поделками. Мастерские были завалены заказами местных жителей. Причем расчет производился не деньгами, а отработкой определенного числа дней на монастырских землях. Да своих послушников в монастыре было более 300 душ, вся жизнь которых состояла из сплошного физического труда и молитв.

Нещадная эксплуатация тех и других способствовала быстрому росту богатств монастыря.

Вооруженные шайки хунхузов пытались напасть на этот лакомый кусочек, поэтому с целью охраны и в связи с нарастанием революционного движения в 1904 – 1905 годах игумен Алексий создал собственные вооруженные силы в виде отряда из 120 человек, имевшего винтовки, пулеметы и даже небольшие пушки.

Хозяйство монастыря росло и увеличивалось: к 1912 году были построены кирпичные здания, сохранившиеся и доныне.

В 1914 году был построен храм на 800-1000 человек (летний кинотеатр военного санатория) на средства Иркутского миллионера Сибирякова Иннокентия Михайловича, пожертвование монастырю. В 1916 году на вершине сопки Преображенской построена часовня. До нынешних дней дошло несколько легенд, связанных с сохранившейся часовней, но точно никто рассказать о ней не может.

Увеличилась монастырская братия. Состав братии 151 человек, из них: дворян – 2, духовного звания – 1, мещан – 3, крестьян – 38; 20 человек монахов были с высшим техническим образованием; остальные – послушники и трудящиеся.

Монахи впервые сделали предметом торговли и наживы чудодейственную воду шмаковских источников. Открытые еще в 1870 году, эти воды в течение четверти века почти не использовались. Но предприимчивые монахи не хотели упустить и здесь своего шанса. Они всячески пропагандировали воду как «слезы божьей матери» и как «святую воду», исцеляющую от всех болезней.

Узнав о большой эффективности лечения минеральной водой, явный интерес к источникам стало проявлять и приморское купечество.

Перейти на страницу: 1 2 3