Реклама

Лермонтовские места Пятигорска

Беседка каменная. Восемь колонн поддерживают массивный купол, внутрь ведут каменные ступеньки. На куполе беседки установлен подвижный флюгер, соединенный с железным веретеном. В центре беседки Бернардацци устроили на восьмигранном пьедестале круглый деревянный футляр, внутри которого находились две арфы. Когда флюгер поворачивался, соединенный с ним деревянный футляр тоже вращался, и ветер, ударяя по струнам арф, заставлял их звучать.

По свидетельству современников, арфы издавали довольно гармоничные звуки. Беседку назвали «Эоловой Арфой» в честь бога ветра Эола по древнегреческой мифологии.

Беседка привлекает внимание своей изящной архитектурой, удачным расположением на скалистом отроге Машука. В повести «Княжна Мери» Лермонтов пишет: «На крутой скале, где построен павильон, называемой Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…»

В повести «Княжна Мери» упоминаются и виноградные аллеи Емануелевского парка и тихий уединенный грот на склоне горы. С этими местами мы познакомимся на следующей остановке.

4-я остановка. Емануелевский парк и грот Лермонтова.

Объект показа: территория бывшего Емануелевского парка, грот Лермонтова.

Во времена Лермонтова на территории. Примыкающей к отрогам Машука и выше

располагался Емануелевский парк. Он получил свое название от имени генерала Емануеля, который с 1826 по 1831 год командовал войсками Кавказской линии и Черномории, по указанию которого он был разбит в начале 30-х годов. Распланирован он был архитекторами Бернардацци. Современник М.Ю.Лермонтова Броневский в книге «Поездка на Кавказ» так описал этот парк: «Между трех гор, крутых и высоких, на треугольном пространстве явился сад в английском вкусе, в коем соединены все искусственные и природные красоты. Тут павильоны, беседки, гроты, крытые аллеи, кусты, цветы; там водопады, пропасти, пещеры и провалы. Словом, вы видите перед собою очаровательное место, которое и теперь, когда еще деревья не разрослись, нравится взору и видом своим удивляет охотников и знатоков в садоводстве».

На территории парка было 5 источников. Как свидетельствуют пятигорские архивы, источники эти были отделаны тесаным камнем. Над Михайловским источником была сооружена Китайская беседка, «деревянная о восьми колоннах, крыта листовым железом и выкрашена различными красками». От Китайской беседки были проложены несколько виноградных аллей. Одна из них вела к тихому, уединенному гроту, который отсюда хорошо виден.

Здесь произошла встреча Веры и Печорина. «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? – и та ли ? И почему я думаю. Что она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинкой на щеках! Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь, шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

- Вера! – вскрикнул я невольно.

Она вздрогнула и побледнела».

Грот был построен братьями Бернардацци в 1830-31 годах. При благоустройстве города они обнаружили в скалистом склоне Машука пещеру. Ее отделали, высекли в глубине скамью и проложили к гроту дорожку. Грот стали называть именем поэта, потому что часто видели его здесь, сидящего в глубокой задумчивости. Но особенно широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени». Этот поэтический уголок Лермонтов избрал место встречи своих героев – Веры и Печорина.

Большой популярностью во времена Лермонтова пользовался Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили если не воду пить, то ради развлечения.

5-я остановка. Елизаветинский источник.

Объект показа: Академическая галерея, площадка возле ее.

Мы находимся на площадке, где раньше был Елизаветинский источник. Сейчас вы видите здесь здание Академической галереи. Построена она была в 1847-1851 годах по проекту архитектора Уптона в итальянском стиле. По замыслу Уптона она должна была быть соединена двумя висячими мостами с Горячей горой и с Эоловой Арфой. Но этот проект не был осуществлен из-за недостатка средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8