Реклама

Структура туристского рынка

При характеристике рынка туризма учитывается следующее:

- Основным предметом купли-продажи являются услуги;

- Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается огромное количество посреднических звеньев;

- Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.

- Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.

Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо принимать во внимание отношение субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем больше число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других.

Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.

По отношению к определенному району (региону, стране) выделяют следующие рынки:

- Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

- Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;

- Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.

В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма.

По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.

В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

- Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;

- Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;

- Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;

- Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.

Туристский рынок имеет различную качественную структуру.

а) б)

100%

Численность

Населения

Потенциальный

рынок

100%

Потенциальный рынок

40%

Действительный рынок

20%

Квалифицированный рынок

10%

10

Обслуживаемый рынок

5%

Освоенный рынок

Перейти на страницу: 1 2