Реклама

Определения понятия маркетинговой среды

Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, связанных с многообразием отношений, складывающихся внутри него, а также с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Она во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований [1. с.19].

В общей маркетинговой среде выделяют две части.

Внутренняя среда (микросреда) маркетинга – это та часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а также существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Внешней средой является та окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. Различают микровнешнюю и макровнешнюю среды.

Микровнешняя среда включает совокупность субъектов и факторов рыночных отношений, непосредственно воздействующих на возможности предприятия обслуживать своих клиентов, работать с партнерами, поставщиками и конкурентами.

В состав внешней микросреды входят:

— поставщики;

— контрактные аудитории;

— конкуренты;

— посредники и продавцы;

— покупатели и потребители.

Под макровнешней средой понимают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты внешней микросреды.

Составляющими внешней макросреды является окружение:

— политическое;

— экономическое;

— социальное;

— демографическое;

— правовое;

— природное;

— технологическое;

— культурное [5, с. 60-61].

Внутреннюю и внешнюю среду маркетинга часто объединяют в единое понятие микросреды. Так Ф. Котлер считал, что микросреда включает силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть сюда относились сама фирма, ее поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контрактные аудитории. Под макросредой он подразумевал силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие как факторы демографические, экономические, природные, научно-технические, политические и культурные [2, с. 52].

Некоторые маркетологи относят к микровнешней среде и само предприятие, рассматривая отдельные его подразделения как внешние по отношению к службе маркетинга.