Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае
В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.
Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.
Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2001 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%.Основная география регионов-поставщиков туристов для Геленджика приходится на города, перечисленные в приложение А
. Там же представлены данные по количеству прибытий, дней пребывания и по половому признаку, в процентном и абсолютном отношении. Наибольшее количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% (графическая интерпретация представлена в приложении Б
) Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет. Доходы и расходы отражены в приложении В
.
Сегментировать туристский рынок Геленджика довольно сложно, так как 35% от общего числа туристов относятся к категории «дотированных». Они не несут бремя материальных затрат по отдыху и имеют льготы по проезду (приложение Г)
.
Для более глубокого исследования взаимосвязи социально экономических явлений рассмотренные статистические методы часто оказываются недостаточными, ибо они не позволяют выразить имеющуюся связь в виде определенного математического уровня, характеризующего механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Это устраняет метод анализа регрессий и корреляций—регрессионно – корреляционный анализ, являющийся логическим продолжением, углублением более элементарных методов.
В таблице 9 нами проведен регрессионно-корелляционный анализ по показателям численность туристов и выручки (валовой доход) от реализации услуг (работ, продукции).
Таблица 9
Корреляционно-регрессионный анализ численности туристов города – курорта Геленджик за период 1995 – 2002 гг
| Года | Численность туристов, мил. человек (X) | Выручка, мил. рублей (Y) | X2 | XY | YX | 
| 1995 | 0,0256 | 0,3710 | 0,0007 | 0,0095 | 0,2529 | 
| 1996 | 0,3000 | 0,3900 | 0,0900 | 0,1170 | 0,3665 | 
| 1997 | 0,7200 | 0,4150 | 0,5184 | 0,2988 | 0,5404 | 
| 1998 | 0,7800 | 0,4500 | 0,6084 | 0,3510 | 0,5653 | 
| 1999 | 1,5000 | 0,7450 | 2,2500 | 1,1175 | 0,8634 | 
| 2000 | 1,5000 | 0,8310 | 2,2500 | 1,2465 | 0,8634 | 
| 2001 | 1,5500 | 0,9560 | 2,4025 | 1,4818 | 0,8841 | 
| 2002 | 1,6000 | 1,0830 | 2,5600 | 1,7328 | 0,9048 | 
| Итого | 7,9756 | 5,2410 | 10,6800 | 6,3549 | 



