Реклама

Виды туристических услуг и возможности их развития в Узбекистане

Другим необходимым элементом является сохранение исторических районов, а не отдельных зданий, чтобы не утратить целостный исторический облик. Значительные по своей культурно-познавательной ценности сооружения могут быть превращены в музеи, а другие вполне реально использовать для коммерческих и жилых целей (средства размещения туристов, рестораны и магазины), но при условии сохранения исторического фасада.

Экологический или «зеленый», ландшафтный, природный туризм является формой отдыха и познания окружающего мира. По оценкам экспертов, здесь не требуется крупномасштабных усилий и, хотя этот вид туризма не нуждается в значительных капиталовложениях, при его развитии необходим тщательный контроль и гармоничная увязка с экологическими требованиями. Большое значение имеет наличие квалифицированных проводников, а также строгие меры по охране природы в местах посещения. Видимо, узбекским турфирмам при разработке соответствующего турпродукта потребуется постоянная консультация Госком-природы республики и даже, может быть, совместная программа по развитию национального экотуризма. Кстати, по проведенным исследованиям летом 1999 года, более 41 % опрошенных иностранных туристов старше 50 лет хотели бы приобрести путёвки по ландшафтным и живописным местам, а 26% молодёжи (до 30 лет) интересовались экологическими проблемами Узбекистана, в частности, Аральским морем.

Водный туризм получил развитие не только в регионах, которые изобилуют сетью рек и озёр, каналов, а также в океанических и морских прибрежных зонах и на островах, но и там, где водные артерии не столь распространены. Так как размещение, питание и ряд других видов обслуживания предоставляются на борту, отпадает потребность в крупных наземных объектах туристской инфраструктуры. Однако, необходимы причалы, а для крупных круизных судов эффективная организация наземного экскурсионного обслуживания. По мнению экспертов, здесь проявляется экономическая выгода для малых городов и деревень, поскольку они могут не только снабжать морские суда продуктом питания, товарами народного потребления, изделиями народного промысла, но и проводить экскурсии по местным достопримечательностям.

Водный туризм может получать динамичное развитие и в условиях Средней Азии. И дело не только в том, что может привлечь определённое количество туристов. Так, 26% иностранных туристов выразили желание попутешествовать по Амударье и Сырдарье, при этом они не требовали наличия специальных судов. Главное- максимум безопасности и ряд обычных удобств. А европейские туроператоры видят необходимость маршрута по Чарвакскому водохранилищу как живописному месту для любителей водного туризма.

Туризм на базе кемпингов и караванингов заключается в предоставлении средств размещения и транспортировки по территории, по которой путешествуют туристы и остаются на ней некоторое время. Караванинг – это небольшие мобильные дома на колёсах, используются для поездок с целью отпуска. Для нашей республики это не только форма получения дохода от продажи товаров туристам, но и производства и проката специальных автомобилей.

Для караванинга наиболее оптимальными являются маршруты Ташкент-Самарканд-Бухара-Ургенч, поскольку удаётся охватить исторические и разнообразные климатические территории страны. Более того, инфраструктура способна удовлетворить потребности туристов на приемлемом уровне.

Стационарный туризм сейчас носит наиболее массовый характер в Узбекистане. Посетители обычно располагаются в гостиницах или частных домах, принося выгоду местному населению и туристской инфраструктуре. Некоторые эксперты считают, что стационарный туризм может создавать определённые проблемы для местности, например, перегрузку инфраструктуры в связи с новым строительством (нехватка воды, энергии, тепла), отчуждением земель от охранных природных зон, утратой самобытности. Однако в условиях самобытности Узбекистана, стандартный туризм может поддерживать необходимые объёмы строительства, эффективного планирования и проектирования жилых зон, а также обеспечения достаточной инфраструктуры для этих новостроек.

Этнический и ностальгический туризм – уже в самом названии очевидна мотивировка поездки. Узбекистан может воспользоваться тем, что многие люди, в своё время проживавшие в республике, имеют тягу встретится с родными местами, друзьями, родственниками. Здесь не требуется особая организация туруслуг, поскольку туризм осуществляется в подавляющей части помимо частных виз. Например согласно таможенной статистики, в 2002 году по линии частных приглашений в Узбекистан въехало 709,6 тыс. иностранных граждан. Из них из России – 413,5 тыс, Украины – 25,4 тыс, Израиля – 4 тыс, США – 2,4 тыс. человек. В следующем году по этой линии побывало 670,8 тыс. чел, причём 2/3 прибыли по ностальгической мотивации.

Религиозный туризм весьма серьёзно заявил о себе в таких местах, как Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина и в ряде мест Индии, Китае и других стран Азии. Конечно, есть специфика в предоставлении размещения и питания для паломников, однако эти путешественники также вносят свою долю расходов на приобретение услуг местной инфраструктуры. Сама история предоставила Узбекистану шанс развивать эту форму туризма, благо в стране имеются не только соответствующие объекты выполнения религиозных обрядов и ритуалов, но и святые для паломников места. Подавляющая часть из них расположена в Самарканде и Бухаре. Не менее 1/3 всех прибывающих в Самарканд из мусульманских стран (например, Малайзии, Индонезии, Пакистана, Саудовской Аравии, Афганистана, Турции и др.) имеют религиозную мотивацию.

Перейти на страницу: 1 2 3