Реклама

Исторический обзор развития международного туризма

Так, российский классик туризма Михаил Михайлович Маринин и Дж. Блейле пред­лагают вполне понятную формулу развития общества в Европе, способствующую интен­сивному развитию туризма в послевоенные годы. В ходе экономического возрождения после Второй мировой войны европейцы пережили сначала волну «Вдоволь поесть», затем — «Нормально одеться», потом — «Построить свой дом и купить автомобиль» и, наконец, — «Туристскую волну». За последнее десятилетие некий процент населения России быстро проходит эти этапы. Сюда следует добавить, что после 70-летнего жития в закрытом от внешнего мира советском обществе для многих россиян естествен не простой, а именно ажи­отажный спрос на зарубежные туристские поездки. Даже не имеющий большого дохода человек будет стараться сэкономить на всем, лишь бы хоть в первый раз в своей жизни съездить за границу.

Значительная зависимость туризма от состоятельности (платежеспособного спроса) населения, ярко проявилась в России в период финансового кризиса осени 1998 года. Как только рубль утратил стабильность по отношению к доллару, а валютный курс резко изменился, цены на импортные товары и продовольствие по всей стране поднялись в три раза в течение буквально нескольких дней, многие тысячи представителей именно среднего класса утратили работу, платежеспособный спрос на туристские услуги резко упал. Туристские фирмы, ранее отправлявшие за рубеж до трёхсот туристов в неделю, стали обслуживать от трех до пяти человек в этот же срок.

Волна банкротств и сокращений персонала прокатились по туристской отрасли. Выездной туризм сократился на 300%, а внутренний прекратился вовсе. Въездной туризм в Россию сократился незначительно, поскольку часть туристов и организаторов туризма почему – то восприняла дефолт, как повод к удешевлению туристских услуг (адекватно возрастанию курса доллара к рублю), чего не произошло, поскольку цены на экспорт (а туризм в части приема иностранных туристов и считается экспортом услуг) регулируются внешним рынком, а не внутренним.

По прошествию времени экономика в России стабилизировалась. Поэтому следует правильно воспринимать показатели выездного туризма. Когда говорят, что после дефолта положение стабилизировалось, и показатели выездного потока достигли уровня первой половины 1998 года, то это не численность граждан, вошедших в число состоятельных, а количество туристских прибытий (или выбытий) россиян. На деле в результате дефолта богатые «русские» - стали чаще ездить на курорты за рубеж в два-три раза, чем раньше, увеличивая показатели туристских прибытий из России, а бедные – еще беднее, им – не до туризма.

Туризм в настоящем — уникальное явление, порожденное современной цивилизацией на последних этапах развития и становления социально-экономических и общественных отношений. Туризм насчитывает свою историю не глубже, чем 150 лет со времен деловой активности первого деятеля туристского бизнеса — англичанина Томаса Кука[7]. Это естественное следствие влияния научно-технического прогресса и глубокой эволюции социально-экономических отношений в мировом обществе, в первую очередь, в развитых странах. При этом стремительное развитие туризм получил во второй половине XX века одновременно с началом интенсивного развития научно-технического прогресса, в том числе средств перемещения и перевозки, что существенно расширило ареал услуг в этой сфере, изменило их природу и содержание, а главное сократило время на преодоление расстояний и сделало доступными многие дестинации.

Юридическая и экономическая природа туризма также претерпела трансформацию сообразно времени, принципы туризма нашли свое четкое выражение и стали во многом определяющими в формировании существования мирового сообщества. К рубежу третьего тысячелетия туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономике.

Перейти на страницу: 1 2 3