Реклама

Методика подготовки экскурсии

Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познава­тельная ценность находятся в прямой зависимости от зна­ний методистов и экскурсоводов, их компетентности, сте­пени практического усвоения ими основ педагогики и пси­хологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаи­мообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выде­лить два основных направления:

• разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

• подготовка начинающего или уже работающего экс­курсовода к проведению новой для него, но уже ранее раз­работанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление — процесс создания новой для экс­курсионного учреждения экскурсии.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы пору­чается разработка одного из разделов, одной из подтем экс­курсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В це­лях контроля за работой выбирается руководитель творче­ской группы.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

• Предварительная работа — подбор материалов для бу­дущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскур­сии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

• Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскур­сии, ее основной частью, состоящей из нескольких основ­ных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффек­тивных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуаль­ных текстов.

• Заключительная ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защи­тивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

• организационной (знакомство с экскурсионной груп­пой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

• информационной (краткое сообщение о теме, протя­женности и продолжительности маршрута, времени отправ­ления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскры­ты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для созда­ния экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы рас­крыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсион­ными объектами. Оно должно занимать по времени 5— 7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, ко­торые могут расширить и углубить данную тему. Заключе­ние так же важно, как и вступление, и основная часть.

Перейти на страницу: 1 2