Реклама

Культура

Благодаря сложной исторической судьбе Кипр стал средоточием различных культур и цивилизаций, каждая из них внесла свой вклад в формирование самобытного национального облика Кипра.

Проведенные на Кипре исследования археологов позволили открыть целый ряд поселений первых обитателей острова в эпоху неолита

. Древнейшее из них (5800 год до нашей эры) находится в 60 км юго-западнее Никосии, неподалеку от современной деревни Хирокития (см. фото №3). Обнаруженные там захоронения, предметы домашней утвари, орудия труда свидетельствуют о довольно высоком для того времени развитии хозяйства древних жителей Кипра. Поселение просуществовало до 5200 года до н.э., затем в результате природной катастрофы, землетрясения, жители ее оставили. Все экспонаты можно найти в Археологическом музее Никосии.

Находясь на перекрестке морских пу­тей между тремя континентами — Ев­ропой, Азией и Африкой - остров Кипр издавна испытывал на себе воз­действие самых разных культур. Тем не менее произведения разных эпох то и дело обнаруживают вполне самобыт­ный характер кипрской культуры. В качестве примера можно привести ми­ниатюру из терракоты, найденную в Вуни и хранящуюся в Кипрском архе­ологическом музее в Никосии. Она да­тируется ранним бронзовым веком (2500-1900 гг. до н.э.)

и изображает та­инство жертвоприношения богу-быку: люди в масках, изображающие это бо­жество, мальчик, предназначенный, видимо, в жертву. Кипрское искусство изготовления произведении из терра­коты достигло апогея в эпоху кипрских царств (700-475 гг. до н.э.)

. В Айя-Ирини были найдены 2000 статуэток и фи­гур быков, воинов на колесницах, жре­цов и молящихся. Некоторые из них выше человеческого роста и напомина­ют «глиняное воинство» имперских времен в китайском городе Сиань.

В классическую эпоху (500-331 гг. до н.э.)

в моду вошли известняковые скульптуры. Хотя в то время Кипр на­ходился под властью персидских царей, в культуре по-прежнему заметно влия­ние греческих образцов. В эпоху элли­низма (331-58 гг. до н.э.)

греческое влия­ние сменяется ориентацией на алексан­дрийский стиль. В качестве примера можно привести знаменитую статую Афродиты («Киприды»), созданную во II в. до н.э. Во времена господства влас­тителей Египта из династии Птолемеев

, а затем римского владычества

культу­ра Кипра достигла подлинного расцве­та. Это нашло свое отражение и в архи­тектуре. В этот период на Кипре много строят. Дворцы знати, новые термы, гимнасии украшают изысканными мо­заиками, они были найдены в раскоп­ках в Пафосе и Курионе (см. фото №4).

В 726—843 гг. в Византийской империишироко развернулось иконоборчест­во - социально-политическое и рели­гиозное движение, направленное в строгом соответствии с третьей запо­ведью («Не сотвори себе кумира») про­тив культа икон. Сохранилось лишь малое число раннехристианских моза­ик, прежде всего в церкви Кити близ Ларнаки. К их числу принадлежит и мозаичная работа из Линтрагоми на полуострове Карпасия, нелегально пе­реправленная в США после 1974 г., часть которой с помощью суда удалось спасти и поместить в Византийский музей Никосии.

Только на Кипре можно увидеть ку­польные церкви совершенно необычной архитектуры. Построенные в ви­зантийском стиле и имеющие в плане форму креста, эти церкви с XIII в. на­крывались защитной кровлей из гонта (клиновидных дощечек с пазом в тор­це), что придавало им сходство с сара­ями. Такие церкви характерны только для горной местности Троодос.

В церковной настенной живописи лег­ко отличить элегантный светский стиль от искусства аскетов-монахов. Тем не менее оба стиля строго следуют византийским канонам в эпоху подав­ления Православной Церкви и католизации

Кипра, насильно насаждаемой рыцарями-крестоносцами. Примерно с 1500 г. на острове прослеживается вли­яние итальянского искусства эпохи Возрождения. Конец всякому проник­новению Запада в религиозное худо­жественное творчество положил за­хват Кипра Османской империей. Единственным исключением остава­лась иконопись.

У истоков кипрского изобразительного искусства современности стоял Адамантиос Диамантис, родившийся в 1900 г., вместе со своей группой «Поко­ление отцов», ориентировавшейся в основном на лондонскую художест­венную школу, с фольклорными и ви­зантийскими мотивами.