Реклама

Структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал

Результаты работы железной дороги трудно сопоставлять. Тем не менее, в 2002 году средняя эксплуатационная скорость на железной дороге составила около 40 км/час. Это означает, что при 24-часовом передвижении можно достичь скорости около 700 км/час. К сожалению, фактические эксплуатационные характеристики гораздо ниже данного уровня: средняя скорость контейнерных перевозок по отдельным маршрутам может падать ниже 200 км/час, что значительно ниже уровня, которого могут достигать морской и автодорожный транспорт. Традиционная железнодорожная перевозка из Стамбула в Алматы занимает от 30 до 35 дней при эксплуатационной скорости чуть выше 150 км/час. Если бы эксплуатационная скорость составляла 700 км/час, что технически возможно, грузоотправитель мог бы сэкономить до 22 дней. В финансовом выражении сэкономленное время составило бы приблизительно 20-22% от стоимости транспортировки. Основная мысль здесь заключается в том, что крупным инвестициям обязательно должна предшествовать реализация стратегий, потому что именно стратегии, с большей вероятностью, могут обеспечить наибольшую общественную отдачу. Тем не менее, следует отметить, что технически осуществимые скорости никогда нельзя достичь на железнодорожных сетях, где пассажирские и грузовые потоки разделяют одну сеть, так как они сильно друг друга замедляют.

Телекоммуникация

Обеспечивается не в полной мере, и ее дорого использовать.

Доступ к телекоммуникационным услугам в Казахстане, измеряемый, к примеру, числом линий (включая закрепленные и беспроводные линии) на 1000 жителей, ниже, чем в странах ЕС8 и У&Р. Такое измерение доступа, конечно же, маскирует тот факт, что большинство линий в Казахстане не цифровые, таким образом, кроме отставания в области доступа, Казахстан также отстает и в области качества услуг. Более того, стоимость звонка из Казахстана за рубеж гораздо выше по сравнению со странами ЕС8 и У&Р. Причем, это не результат расстояний или географии, ведь трехминутный звонок из Австралии в США в шесть раз дешевле аналогичного звонка из Казахстана. Скорее, такие цены связаны с недостаточностью реформ в отрасли телекоммуникаций. Как и в случае железных дорог, инвестициям должны предшествовать стратегии – с единственным исключением, что в данном случае есть мало оснований для активного участия правительства (или госпредприятий) в инвестициях.

Телекоммуникационная система Казахстана уступает по качеству и стоимости системам стран ЕС8, Украины и России; а инфраструктура дорожных и авиаперевозок недоиспользуется. Политика в этих отраслях должна быть направлена, преимущественно, на увеличение размера рынка, способствование входу на рынок новых участников (отечественных и иностранных) и развитие конкуренции. Это единственные устойчивые пути сокращения экономических и денежных затрат использования инфраструктуры.

Научно-технический потенциал

Инновации и НИОКР

Казахстан унаследовал ряд отраслей (металлы, руды, уран, нефть), которые характеризуются интенсивным проведением НИОКР и новыми технологиями, необходимыми для поддержания уровней производства и увеличения рациональности. После Советского Союза республика также унаследовала оборонную научную базу, некоторая часть которой исчезла вследствие эмиграции и старения. Таким образом, существует настоящая потребность в понимании того, насколько эта научная база пострадала и можно ли ее спасти, и если это так, можно ли адаптировать ее навыки и системы при разумных издержках для общества для обслуживания потребностей добывающих отраслей или, нужно ли привлекать требуемые экспертные знания из внешних коммерческих источников. Необходима серьезная модернизация системы высшего образования, которая в настоящее время полностью “отрезана” от предприятий и потребностей экономики в целом. Интеграция потребует осуществления качественного скачка в преобразовании научных кругов.

В любом случае, Казахстан при тесном сотрудничестве с частным сектором должен развить научный потенциал в нескольких сферах, где страна обладает значительным экономическим потенциалом и где технические задачи должны решаться предприятиями и научным сообществом (нефть и газ, металлургия и минералы). В этом отношении, необходимы небольшие объемы финансирования для предоставления долгосрочных исследовательских грантов научным группам (состоящим из ученых институтов, ВУЗов и отраслей и инженеров), оказания поддержки послевузовскому образованию и исследованиям, привлекая, таким образом, новое поколение ученых в эту определенную отрасль, для улучшения лабораторных объектов, модернизации учебных объектов и учебной программы, привлечения преподавателей мирового класса из заграницы или удовлетворения других конкретных научных и экономических потребностей развития. Также необходимы небольшие объемы финансирования для обеспечения экспериментальной группы инкубаторов и технопарков, создаваемых при поддержке государства, с привлечением консультантов и руководителей с международным опытом. Эти специалисты предоставляли бы экспертные консультации по таким темам, как маркетинг, НИОКР, менеджмент, разработка бизнес-планов, источники финансирования, глубокое понимание бизнеса и отраслевых тенденций в глобальном масштабе. Эти и другие меры вмешательства в сферу конкурентоспособности и инноваций можно осуществлять через недавно созданные институты развития, технопарки, инкубаторы, НИИ и ВУЗы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5