Реклама

Социально-экономические факторы развития туризма в Испании

Краткая характеристика экономики Испании.

Испания – промышленно развитая страна. Правительство последовательно осуществляет курс на модернизацию экономики страны и выравнивание региональных диспропорций, опираясь на стимулирование частного сектора, широкое привлечение иностранного капитала, сдерживание роста цен и зарплаты, сокращение дефицита госбюджета. Сильные позиции в экономике Испании занимает капитал США, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Франции. ВНП Испании составляет 480,3 млрд. долларов (ВНП на душу населения 14020 долларов). Испания является членом НАТО с 1982 года (но не входит в его военную структуру). С 1986 года Испания – член ЕС. Член ЗЕС с 1988 года.

Дата 4 января 1999 г. стала важной вехой в развитии мировой экономики: единая общеевропейская валюта – евро начала свое официальное существование. По мнению большинства экспертов, введение в обращение единой валюты положительно скажется на развитии туристического сектора Европы, появятся благоприятные условия для экономического роста и рабочей занятости. Среди основных преимуществ здесь называют упрощенный порядок осуществления банковских операций, «прозрачность рынка», повышение конкуренции и качества туруслуг.

На сегодняшний день в Испании заключены 15 соглашений между Министерством Экономики и представителями Ассоциации туристических предприятий для решения вопросов, связанных с продвижением евро на территории страны, а также установлен «Кодекс применения и действия евро». В частности принято решения указывать цены на товары в двух денежных единицах.[1]

Роль туризма в экономике Испании.

Фактор развитости экономики страны является основой для создания туризма. Ведь туризм и все, что с ним связано, - это не только природные и исторические предпосылки, но и уровень сервиса, предопределяемый уровнем экономического развития во всех его аспектах.

Туризм, как выгодная и высокодоходная отрасль, оказывает огромное влияние на экономику Испании. Благодаря туризму, изменились приоритеты во многих сферах народного хозяйства, уровень жизни населения. Также, туризм имеет влияние на распределение рабочих сил и финансовых потоков, на платежеспособный спрос на товары и услуги туризма в частности. Именно благодаря туризму географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и культурно-исторические достопримечательности становятся всеобщим благом.

Туризм в Испании также стимулирует развитие других отраслей экономики. Например, все большее значение в Испании приобретает рекламный бизнес, развивается картография и средство массовой информации. Кроме того, туризм оказывает влияние на уровень развития инфраструктуры страны. Создается все больше предприятий сфере туризма, а соответственно и десятки тысяч рабочих мест, значимые финансовые потоки.

В отличие от средиземной и южной зон Испании, в северной части страны туризм не настолько хорошо развит. Тем не менее, местные власти заинтересованы в увеличении туристических потоков в эти зоны и делает все возможное для привлечения отдыхающих.

Влияние туризма на экономику имеет и некоторые отрицательные стороны. Одной из наиболее острых проблем, вызванных развитием туризма, является состояние окружающей среды, которая актуальна, прежде всего, для средиземноморской и южной приморских зон Испании. Проблема состоит в том, что побережья этих районов буквально перегружены туристами, вследствие чего в последнее время власти этих приморских зон пытаются стимулировать увеличение интереса туристов к их внутренним областям районов. Также явным прогрессом в действиях властей Испании, раньше не уделявшим достаточного внимания вопросам экологии, можно считать стремление улучшить условия содержания природоохранных зон. 5% территории страны взяты под охрану региональных правительства или государства. Сюда относится приблизительно 500 природных парков и заповедников. По решению уполномоченных ЕС по вопросам экологии, площадь испанских природоохранных областей к 2005 году должна утроится.[2] Уже сейчас в Испании находится одиннадцать национальных парков.

Население Испании

По данным 1992 года (14,8) население Испании составляет 39 млн. человек. При этом средняя плотность населения составляет 78 человек на квадратный километр, то есть является одной из самых низких в европейском союзе (лишь немногим выше, чем в Греции, Ирландии и в новых членах ЕС – Финляндии, Норвегии, Швеции и в 5 раз ниже, чем в Нидерландах). Неравномерное распределение населения по регионам привело к большим различиям между регионами, где наблюдаются разный уровень плотности населения. Существует устойчивая тенденция к концентрации населения в периферийных районах вблизи побережья (в основном – Средиземное побережье) и концентрация на островах (Балеарских и Канарских). Вместе с тем, прослеживается тенденция к уменьшению количества населения во внутренних районах страны, за исключением Мадрида и некоторых других городов. Это, во многом, связано с развитием туриндустрии. В Испании произошло перемещение рабочей силы из сельского хозяйства и (в некоторых других случаях) даже промышленности в более доходные отрасли, связанные с обслуживанием туристов. Например, в Малаге (Испанской провинции) за период с 1950 года по 1965 год удельный вес занятых в секторе услуг увеличился в 28% до 40%. Вместе с тем существует проблема сезонных местных миграций населения, являющаяся следствием сезонности самого туризма. Например, в г. Пальма (Балеарские острова), при численности экономически активного населения зимой 143 тыс. человек, в сезон туризма оно возрастает за счет лиц, занятых обслуживанием туристов, примерно на 100 тыс. человек. Население Коста-Брава в сезон увеличивается с 2 до 27 тыс. человек.

Перейти на страницу: 1 2