Реклама

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТУРИСТСКОГО  РЫНКА

По уровню насыщения:

- равновесный туристский рынок;

- дефицитный,

- избыточный.

По степени зрелости:

- неразвитый,

- развитый,

- формирующийся.

По соответствию действующему законодательству:

- легальный,

- нелегальный (чёрный, серый).

По степени ограниченности конкуренции:

- свободный,

- монополистический,

- олигополистический,

- смешанный.

По ассортименту туристских продуктов:

- замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);

- насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;

- туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;

- смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой.

Как и у любой самостоятельной системы или подсистемы, у туристского рынка существует своя инфраструктура. Инфраструктура туристского рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными функциями инфраструктуры являются:

- обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;

- повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;

- организационное оформление рыночных отношений в туризме;

- облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.

Основные элементы инфраструктуры туристского рынка:

- туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например Лондонская, Берлинская или Московская «Путешествия и туризм»);

- туристские ярмарки, workshops, выставки регионального или местного уровня и другие организационные формы посредничества;

- система кредитных карт «путешествий и увеселений»;

- система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и её организационно-правовые формы;

- негосударственные центры содействия занятости в туризме;

- информационные технологии в туризме (Интернет-технологии) и средства деловой коммуникации;

- система налоговых льгот в туризме;

- формы и виды страхования туристских рисков;

- специальные рекламно-информационные агентства, центы и СМИ («Турбизнес», «Туринфо» и др.);

- добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых кругов по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA, ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ, РАТА и др.;

- система таможенных льгот в туризме;

- профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;

- коммерческо-выставочные комплексы;

- государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля.

В силу того, что все рынки, несмотря на их явное различие, имеют общую экономическую сущность, а туристский рынок представляет собой своеобразный сегмент рыночной структуры более высокого уровня, поэтому, разработанная общей экономической теорией модель функционирования рыночного механизма, применима и к туристскому рынку.

Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:

- механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

- механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей;

Две отмеченные стороны рыночного механизма присущи механизму туристского рынка. Причем механизм спроса и предложения, и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит инструментом, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, а во втором конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.

В основе функционирования механизма туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и т.п. Они реализуются через различные цены туристского продукта: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие.

Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры. Последняя может изменяться под влиянием множества факторов. Исключительно важную роль при этом играет определённое соотношение между спросом и предложением. Очень часто оно может предопределить судьбу субъектов туристского рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5