Реклама

Коллекция Пермской государственной художественной галереи

Сотрудники галереи по-прежнему ежегодно выезжают в экспедиции по районам области, ведут беседы с местными жителями, пополняют с их помощью коллекцию. В последнее время не один десяток произведений предложили галерее коллекционеры и дарители.

Первостепенное внимание галерея уделяет пропаганде произведений деревянной скульптуры. Каждый год по залам галереи проходит около двухсот тысяч зрителей — многие из них специально приезжают в Пермь, чтобы увидеть деревянную скульптуру, хорошо известную в стране. Искусствоведы проводят для них экскурсии, читают лекции, дают обширные консультации по отдельным произведениям и проблемам.

Творчество прикамских ваятелей, их вечно живое искусство будит воображение и современных художников, пытающихся осмыслить и воплотить в своих произведениях пластическую гармонию пермской скульптуры, ее высокую одухотворенность и реализм.

В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 памятников деревянной скульптуры ХVIII-ХIХ веков. Большая их часть собрана экспедициями А.К.Сыропятова и Н.Н.Серебренникова в 1920-40-е годы на севере пермской области. Наибольшее количество скульптур привезено с территории Верхнекамья, в южной части Пермского края найдены лишь отдельные памятники. Это обстоятельство связано, видимо, с более ранним освоением Севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением христианства.

В первом тысячелетии местные «чудские» племена создали удивительное искусство медного литья – пермский звериный стиль. На небольших рельефных пластинках изображены фигуры священных животных: медведя, лося, коня. В сравнении с золотыми скифскими бляхами, они просты и суровы. Ни изящества поз, ни гибкости линий, но огромная сила, невиданная мощь заключалась в этих лаконичных, как бы спрессованных форм, организованных по принципу жесткой симметрии. Нередко на украшениях встречались изображения человекоподобных существ. Очевидно, в это же время появились и деревянные идолы, изображающие местных богов.

С ХIV века к местным финно-угорским племенам приходят большие массы русских переселенцев. Они сразу обращают внимание на своеобразие местной культуры. Христианские проповедники записывают: «Боги суть… болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные…». Христианство воспринималось местными народами трудно и, конечно, наивно. К новым ликам Христа относились вполне по-язычески - изображение считалось самим божеством. «Примитивный человек видел здесь божество во плоти, — справедливо пишет А.И.Леонов. — Он не знал разницы между божеством и его изваянием. Изваянное божество, да еще раскрашенное, а иногда и одетое в ризы, покоряло своей ощутимой реальностью, воздействовало на чувства с неотразимой убедительностью и властью» (Леонов А. И. Деревянная скульптура.— В кн.: Русское декоративное искусство. T. 2. М., 1963. С. 99).

Постепенно языческих идолов сменили изображения христианских святых. В первую очередь, самых популярных – Николы Можая и Параскевы Пятницы. Один считался покровителем городов и селений, защитником путешественников. Другая – покровительницей земледелия, торговли и домашнего очага.

Первое письменное упоминание о деревянной резьбе в Прикамье принадлежит М.Кайсарову. Оно свидетельствует о том, что уже в начале XVII века в здешних церквах имелись резные произведения, правда, не ясно — местного ли происхождения. Датированных памятников XVII века не сохранилось. Так что год создания тех или иных произведений, хранящихся в Пермской картинной галерее, следует считать условным. Исследователям народного искусства хорошо известно, сколь сильны в нем традиции, с какой силой и чистотой могут говорить даже в творчестве современного мастера весьма отдаленные эпохи. Тем не менее, духовные и художественные основы искусства XVII века живут в пермской скульптуре, несомненно, в значительной мере определяя ее преемственность по отношению к древнерусскому искусству.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8