Реклама

Коллекция Пермской государственной художественной галереи

Наиболее выразительные изображения «Христа в темнице» из пермской коллекции относятся ко второй половине ХVIII – первой половине ХIХ века. Объемность форм и анатомическая соразмерность пропорций, как и уникальность конкретных, почти индивидуальных черт, скорбная выразительность ликов ставят эти скульптуры в ряд наиболее ярких, своеобразных произведений пермской культовой пластики. Этот сюжет был одним из самых распространенных и в других русских землях. Но нигде образы страдающего Христа не исполнены такой выразительности, а скульптурные формы - таким совершенством.

Главенствующим направлением в скульптуре ХVIII века было, несомненно, барокко. Усвоение барокко происходило всегда активно, но из разных источников: через русскую скульптуру среднерусских земель, Севера и Поволжья, а также в результате непосредственных торговых и культурных связей Перми с Украиной, Польшей и Белоруссией.

Барокко, пришедшее из Европы, «прижилось» в русском искусстве во всех его сферах: в архитектуре, живописи, скульптуре. Барокко – стиль, который обязательно предусматривает развитие формы в пространстве. Это пространственное искусство. В деревянной скульптуре эта барочная тяга к пространству выразилась, прежде всего, в освоении скульптурой архитектурных плоскостей, в первую очередь, иконостаса. Иконостасная пластика ХVIII века – огромное и полифоническое явление, со множеством разнородных и разнохарактерных проявлений.

Особенно многоплановы барочные «Распятия с предстоящими». Это, быть может, самая распространенная композиция в поздней пермской скульптуре. Распятия с предстоящими всегда театрализованы, эмоциональны. Огромное значение имеют позы, жесты, повороты и развороты фигур, всегда ориентированных «на зрителя». Сочная пластика резьбы всегда производит огромное впечатление. Лики очаровывают своей экстатической эмоциональностью. Позолота, активно используемая во всех элементах скульптурного комплекса, подчеркивает и усиливает декоративный эффект, изначально свойственный всем произведениям этого стиля.

Вместе с тем, русское барокко имеет ряд совершенно специфических черт. Оно более «спокойное», мягкое, созерцательное. Композиции не имеют большой динамики, силуэты менее сложны и затейливы. Чувствуется, что главное для пермского резчика - передать глубинное переживание библейских героев, а не драматическое развитие событий. Вместо позолоты часто используется привычные многоцветные росписи.

В формах «профессионального» барокко исполнено небольшое количество произведений из пермской коллекции. В числе первых следует назвать рельефы «Апостольского чина» 1-ой половины ХVIII в. из Пермского кафедрального собора. Они выполнены разными резчиками, но в одинаково сочной полновесной манере. Позы, наклоны голов, прихотливая игра драпировок - все говорит о полном понимании стиля. Фигуры Петра и Павла, как отметил еще Н.Н.Серебренников, вырезаны искуснее, чем другие.

Из масштабных круглых скульптур выделяются особой «верностью» стилю группы предстоящих из села Усть-Боровая и Нижнечусовских Городков, выполненные очевидно около середины ХVIII в. Эти композиции созданы с глубоким пониманием самой сути барокко: его пластической мощи, бурной динамики, повышенной экспрессии выражений. Между фигурами предстоящих, достаточно самостоятельными в пространстве, возникает пластическая, динамическая, эмоциональная взаимосвязь. Крупные размеры, подвижные позы и развитые объёмы фигур значительно усиливают этот эффект театрализации - предстояние превращается в представление (Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре ХVIII века / Труды по знаковым системам. VIII. Тарту: Изд-во госуниверситета, 1977. С.67-68). Существенную роль играет и сплошная позолота, усиливающая барочную аффектацию пластики.

Однако надо признать, в пермской коллекции таких «чистых» проявлений барокко немного. Одно из оригинальных произведений барочной пластики хранится в г.Кудымкаре (Коми-Перяцкий окружной краеведческий музей. Это большая горельефная икона конца ХVIII - начала XIX века «Св. Архангел Михаил, попирающий дьявола» (инв. № 1099). См. публикацию: Власова О.М. Резные иконы из Пермского региона в аспекте эволюции стилей . С.132, илл.20). Как правило, западноевропейские принципы стиля здесь существенно перерабатывались. Самыми характерными, пожалуй, следует считать памятники, появившиеся на пересечении «барочной» и «древнерусской» традиций. Наиболее высоким произведением, возникшим «на стыке» традиции, является группа предстоящих из г.Соликамска конца XVIII в., поражающая совершенством пластики и одухотворенностью образов. Но еще более самобытны и вдохновенны произведения скульптора Дмитрия Титовича Домнина (Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. - Пермь, 1967. С.33.): «Саваоф», херувим, коленопреклоненные ангелы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10