Реклама

Структура туристической отрасли Кыргызстана

Важную роль в отрасли играют донорские институты. Это разнообразные международные организации, оказывающие помощь в создании инфраструктуры туризма в республике и помогающие в продвижении национального турпродукта на международном рынке Среди наиболее активных организации можно назвать такие, как ГТЦ (GTZ), ТАСИС (ТACIS), Xельветас (Helvetas), ПРАГМА, Фонд Aга Хана и некоторые другие, имеющие представительства в Кыргызстане. Среди иностранных организации, не имеющих представительств в Кыргызстане, но активно оказывающих помощь, можно отметить CBI (Голландия). GTZ (Общество немецкой технической помощи) реализовало за последние восемь лет несколько крупных проектов по туризму, базирующихся на оказании консультативной и технической помощи в области маркетинга и информации. Неоценимую помощь в становлении туристической отрасли республики оказал консультант ГТЦ Макс Хаберштро, проработавший в Кыргызстане с 1994 по 2002г. Первые два года Макс Хаберштро работал с Госкомтурспортом, но с 1997 г. из-за отсутствия понимания и поддержки его инициатив со стороны руководства Госкомтурспорта сконцентрировался на работе с частным сектором. Программа TACIS в последние годы реализовала и реализует несколько проектов в области туризма. При этом сотрудничество идет в основном с производителями туруслуг и их профессиональными объединениями. Усилия Helvetas сосредоточены на развитии туристических услуг среди сельского населения[21]. Практически все донорские органи­зации концентрируют свою деятельность на кооперации с предпринимательским сектором и очень мало уделяют внимания совершенствованию работы госу­дарственных институтов. Причины этого часто лежат в неприятии государственными институтами тех нов­шеств и идей, которые идут от донорских организаций, как, например, это было в случае с работой Мак­са Хаберштро. В то же время именно от качества ра­боты государственных институтов, формирующих нормативно-правовое поле отрасли, зависит качество функционирования отрасли в целом.

Существует несколько ассоциаций, объединяющих в своих рядах предпринимательские структуры, связанные с туристической отраслью. Это Кыргызская ассоциация туроператоров, Ассоциация туризма Шелкового пути, Ассоциация экотуристов, Конгресс бизнес-ассоциаций туризма, Кыргызская Ассоциация Туризма, основанного на Сообществах (КАТОС). На стадии формирования находится ассоциация пансионатов и курортов.

Что отличает их сегодняшнее состояние? На сколько представители бизнеса готовы участвовать в реализации программ, определенных Концепцией развития туризма, неважно существующей, или той, которая будет написана?

Небольшие ассоциации, объединяющие, прежде всего посредников на рынке туристических услуг, предпринимают попытки консолидироваться … с целью?

Создание различного рода ассоциаций предпринимателей, работающих в сфере туризма, консолидированные выступления по защите прав туристических операторов на свободную предпринимательскую деятельность обнадеживают, но этого явно недостаточно и не конструктивно.

Складывается впечатление, что представители туристического бизнеса, представленные, прежде всего посредниками, стоят на позиции просителя, или вернее даже требователя, и требуют от государства – а создайте-ка нам условия для нашего процветания.

В высказываниях многих представителей туристических ассоциаций так и слышно – дайте, создайте, обеспечьте, вы обязаны.

Необходим новый подход к формированию позиции предпринимательства в туризме.

Ассоциации туризма должны стать теми, кто будет локомотивом продвижения и развития туристической отрасли в Кыргызской Республике.

Бизнес должен участвовать в формировании нормативной правовой базы, осуществлять инвестиционную деятельность. Предприниматели должны осознать, что только с их подачи, при их настойчивости, возможны сдвиги в сфере придания туристической деятельности экономических стимулов, позволяющих получать доход и приносить благо государству в целом.

Инициатива должна исходить от предпринимателей. Роль бизнеса в реализации Концепции является самой существенной. Бизнес должен стать двигателем всех тех программ, которые должны быть выработаны с их непосредственным участием.

Создание действенной ассоциации туризма, основанной на профессионализме ее участников, финансируемой за счет поступлений от предпринимательских структур, должно стать приоритетной задачей представителей бизнеса, конечно в том случае, если они готовы.

В качестве примера рассмотрим КАТОС, которая была зарегистрирована в январе 2003 года.[22] КАТОС - членская национальная организация, которая продвигает услуги предприятий, занимающихся туризмом, основанным на сообществах, и представляет интересы своих членов. КАТОС поддерживается Проектом поддержки туризма, основанного на сообществах (ППТОС), который был инициирован в мае 2000 г. Данная инициатива нашла поддержку со стороны местного населения, и на сегодняшний день в Кыргызстане активно работают 10 групп развития туризма на основе сообществ.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9