Реклама

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Туристский рынок представляет собой систему мирохозяйственных связей, в которых совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения.

Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

Ø реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

Ø организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

Ø экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги – туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги – туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка, а именно: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

Туристская организация, как правило, занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям. А турагент (хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель) приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки непосредственно туристам.

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условием реализации туристского продукта. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен размеров туристского предложения. На туристском рынке сталкиваются спрос и туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной в приложении Б, которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение оттоков денег и туристского продукта, которые движутся не встречу друг другу, создавая туристский кругооборот[12].

Туристический кругооборот осуществляется по следующей схеме:

1. турист платит деньги турфирме за турпутевку;

2. турфирма выдает туристу турпутевку;

3. турист обменивает путевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;

4. в процессе реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т.е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;

5. турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов турпродукта;

6. турфирма получает новые виды турпродукта;

7. турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

Перейти на страницу: 1 2 3