Реклама

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность влияют различные факторы: природно-климатические, экономические, наличие свободного времени, демографические, психологические и технологические.

Следовательно, в процессе анализа и планирования объёма реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период. Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних. Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии.

Для успешного ведения туристской деятельности фирмам рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка. В основе сегментации лежит стремление фирм получить многопольное положение на всем рынке или на той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения её производственных, финансовых, и сбытовых возможностей.

Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Предпочтительным является метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географические, социальные, психологические.

Всякий рынок в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

Сегодня туризм – мощная мировая индустрия, производящая до 10% мирового валового продукта, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы[13].

С развитием общества всё большее количество населения планеты вовлекается в сферу туризма. За период 1995-2000 годы в мире имеет место тенденция увеличения числа путешествующих ежегодно в среднем на 4 % (1990год – 475 млн., 1995год – 551.7 млн., 1999год – 652.3 млн.). 1998 год харак­теризуется некоторым снижением активности в связи с финансовым кризисом в Азии, а 2001-2003 годы – в связи с терроризмом и локальными войнами в Афганистане и Иране.

По оценкам ВТО, в 2000 г. число туристских прибытий составило 696 млн., а в 2001 году 692 млн. Доходы от туризма в мире в 1997 году достигли 448 млрд. USD (на 7,9 % больше, чем в 1996 году), в 2000 году – 477 млрд. (Приложения В и Г).

По прогнозам ВТО, к 2010 году количество поездок составит 1006 млн., к 2020 году – 1560 млн. Поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. USD.

В 2001году поступления от международного туризма в мире снизилась на 13 млрд. USD (на 2,8 %). Почти половина всех поступлений от международного туризма по-прежнему приходится на Европейский регион. На втором месте находится Американский регион (рыночная доля 26,4 %). Доходы на одно туристское поступление выше всего в США и составляет 1015 USD, также США сохранило лидерство в общих доходах от туризма (70 млрд. USD). Испания занимает твердое третье место в рейтинге поступлений от туризма (33 млрд. USD). Интенсивно развивает международный туризм Китая, который вошел в пятерку ведущих стран мира по доходам от туризма, динамика развития показателя составляет 10 %. Также отмечается интенсивный рост доходов от туризма в Турции (на 17%).

Впервые в истории туризма в 2002 г. численность международных туристских прибытий составила более 714 млн. человек. И это несмотря на катаклизмы природных явлений и волну терроризма, которые были предвестниками кризиса. Кризис не состоялся, туризм развивается устойчиво, и рост составил в 2001- 2002 годах около 3,1%, за период 1990 – 2000 годах - 4,3 %. Средние доходы на одно туристское прибытие в мире составляет 750 € - 670 USD, в Европе 650 € - 580 USD, в Азии и Тихоокеанском регионе 800 € - 720 USD, в Американском регионе 1130 € -1010 USD (Приложение Д).

Перейти на страницу: 1 2 3