Реклама

Особенности инфраструктуры международного туризма России

Падение объема авиаперевозок за последние несколько лет привело к сокращению сети аэропортов в нашей стране с 1200 до 639. Из них 63 - федерального значения, кото­рые обслуживают более 80 % внутренних и 95 % объемов международных пассажирских перевозок. По состоянию на 01.01.98 год к обслуживанию международных полетов допуще­но 55 аэропортов РФ; 26 имеют аэродромы, сертифицирован­ные по I и II категориям ICAO; 52 аэропорта по результатам выполнения технических рейсов допущены к приему самолетов 1 -го и 2-го классов.

Динамика развития отрасли показывает, что объем пассажироперевозок гражданской авиации за последние 5 лет сократил­ся в 2,3 раза, рентабельность авиаперевозок упала с 21-го до 5,5-х %. Одной из главных причин кризиса, по мнению Отчетной палаты РФ, является чрезмерное раздробление «Аэрофлота» на множе­ство мелких экономически несостоятельных авиакомпаний, рас­членение лётных служб, служб обеспечения и материальной части. Резко ухудшилось обеспечение безопасности полетов, эксплуатируемый парк воздушных судов физически и морально устарел.

В настоящее время состояние на рынке внутренних перево­зок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэро­флот» пока значительно уступает другим компаниям на внут­реннем рынке. В 2001 году его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % от общего объема перево­зок компании), основную же часть перевозок по стране осуще­ствляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на россий­ском рынке авиакомпании «Lufthansa», «British Airways», «Finn-air», вывозя пассажиров не только из Москвы, но и из крупней­ших региональных центров[39].

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в евро­пейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорож­ных туров.

Железные дороги преимущественно расположены в евро­пейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением (Приложение Ц).

Среди большинства российских туроператоров сегодня бы­тует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и бу­дущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 2001 годов, это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 2001 году доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %.

Снижению туристского потока на железнодорожном транс­порте есть ряд объективных причин: значительное уменьшение числа предоставляемых турист­ских поездов со стороны Министерства путей сообщения; низкое качество обслуживания туристов в пути следования; высокие тарифы и пр.

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта являются ос­новными в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих го­сударств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7