История развития международного туризма
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
Переходный период (с 1990г.) Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
- формирование туристского рынка на основе новых законов;
- использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
- изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
- невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
- возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
- рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Современное состояние туристического рынка Формирование российского туристского рынка началось с 1990г.
Одновременно шло три процесса:
- распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
- создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
- модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Таблица 2. Приоритетные Направления выезда граждан России в зарубежные туры.
| Страна | Общее число прибытий (тыс.) | Цели поездок по 1997г. (тыс.) | ||||
| 1996 | 1997 | Деловая | Туризм | Частная | ||
| Литва | 1080 | 1022 | 176 | 53 | 732 | |
| Финляндия | 741 | 983 | 170 | 457 | 235 | |
| Турция | 1048 | 973 | 31 | 737 | 60 | |
| Эстония | 75 | 927 | 72 | 43 | 775 | |
| Китай | 543 | 834 | 76 | 646 | 9 | |
| Польша | 635 | 585 | 585 | 27 | 402 | |
| Германия | 482 | 504 | 176 | 129 | 136 | |
| ОАЭ | 322 | 265 | 7 | 189 | 14 | |
| Испания | 188 | 250 | 24 | 202 | 6 | |
| Болгария | 165 | 224 | 34 | 156 | 17 | |



