Реклама

Культурное и природное наследие России как объкт религиозного туризма

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Хри­ста Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, боль­шинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях разме­щались различные хозяйственные объекты или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключен­ных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловец­кого монастыря в 20 — 30-е гт. XX в.

существовали Соловецкий ла­герь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

Указом президента России Б.Н.Ельцина церковное иму­щество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные

работы.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возник ряд конфликтов между церковью и музеями, находящи­мися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принад­лежности зданий и другого имущества. Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компро­миссы. Так, например, музей-заповедник, находившийся на тер­ритории Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Московская обл.), был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иеруса­лимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экс­курсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком мо­настыре исторический музей, посвященный этому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно ска­зать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так, Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют по­стройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

Начиная с конца 50-х годов по инициативе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриар­хата вновь стали формироваться паломничес­кие группы. Они полностью финансирова­лись и поддерживались Отделом и были мало­численны, так что правильнее было бы назы­вать их официальными делегациями. Но в то время было важно сохранить сам феномен па­ломничества. Боль­шое значение в те времена имело для Восто­ка, в первую очередь, для Иерусалима, появ­ление русских паломников. Эти 10-15 чело­век, которые сначала только в пасхальные дни, а позже - три раза 6 год посещали Святую Землю, были как бы живой нитью, связываю­щей настоящее и прошлое. Они не давали за­быть Иерусалиму о существовании Святой Ру­си. И пусть нить эта была тонкой, она давала надежду на то, что в будущем отношения мо­гут быть развиты. Большинство из тех, кто жил тогда в России, не имели возможности посетить Святую Землю, и тем большее зна­чение имели эти паломничества для нас: по­бывшие там люди рассказывали о святых мес­тах, показывали сделанные ими фотографии. Сам впервые узнал, как выглядит Святая Зем­ля, рассматривая такие фотографии.

Когда в жизни нашей страны произошли известные перемены и люди получили воз­можность беспрепятственно выезжать за гра­ницу, паломничество стало возрождаться. В начале 90-х годов находились энтузиасты, ко­торые собирались в путь, не зная точно, куда и на чем они поедут, и где будут останавли­ваться. Были и такие, кто изъявлял желание добираться до святых мест пешком, повто­ряя подвиг паломников прошлого. Русская Православная Церковь в то время еще не обладала структурами, которые бы в полной мере могли бы содействовать разви­тию массового паломничества. Реальную орга­низацию паломнических путешествий тогда, в начале 90-х, взяли на себя многочисленные коммерческие и туристические организации. Как правило, они не имели никакого понятия о сущности паломничества, не говоря уже об опыте организации паломнических поездок. В результате между организаторами и участни­ками паломничеств часто возникали конфлик­ты, и Отделу внешних церковных связей Мос­ковского Патриархата много раз приходилось заниматься их улаживанием. Именно поэтому Священный Синод Отделу внешних церковных связей начать работу по возрождению паломничест­ва к зарубежным и российским святыням. В тот же период в ряде епархий и некоторых монастырях были созданы паломнические службы и организации, которые начали вос­создавать благочестивую традицию паломни­чества к отечественным святыням. В качестве примера приведу паломнические службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Одесской и Екатеринбургской епархий. А за последние годы в 11 епархиях на территории Российской Федерации созданы общеепархи­альные паломнические службы. Всего же в епархиях, при приходах и монастырях рабо­тает 88 паломнических отделов и служб, от­крыты 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов.[15] В качестве поло­жительного примера можно привести работу паломнических отделов Екатеринбургской и Симферопольской епархий, паломнической службы Александро-Невской Лавры. В послед­ние годы во время общецерковных торжеств, посвященных преподобному Серафиму Са­ровскому или принесению в Россию Тихвин­ской чудотворной иконе Божией Матери, ор­ганизация паломничеств была проведена на весьма высоком уровне, что помогло принять в одном месте в дни празднований десятки ты­сяч богомольцев. На базе Крутицкого подворья в Москве создан Музей путешествий и па­ломничества по святым местам. Накопленный в течение нескольких лет опыт организации паломнических поездок позволил Отделу внешних церковных связей выйти на новый уровень этой работы и со­здать в 1999 году Паломнический центр на ба­зе гостиницы "Университетская". Главной за­дачей Центра является содействие возрожде­нию православного паломничества и созда­ние церковной гостиничной сети.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6