Реклама

Культурное и природное наследие России как объкт религиозного туризма

2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнугиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свя­то-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им прово­дится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рожде­ство-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (При­морский край) приезжают группы паломников, живущих на тер­ритории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. В Троице-Сергиевой

лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в па­ломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Па­ломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гос­тиницы — женский и мужской странноприимные дома — не мо­гут вместить всех желающих. Макариево-Унженский жен­ский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Неко­торые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное вре­мя, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Ар­хангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломни­ческий центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на

находящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь. Паломников обоих полов принимают многие монастыри Рос­сии, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Палом­никам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калуж­ской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты стро­ительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное прожива­ние и питание Как мы только что видели, в монастырях от па­ломников требуется выполнение работ, или послушание.

6.Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предостав­лять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транс­порта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в вос­кресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пу­стыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

7.Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государ­ственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные учили­ща, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадель­ни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе. В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 де­вочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гим­назии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свя­то-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из небла­гополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Ка­занском Девичьем женском монастыре (Калуга) в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых стра­дают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует пра­вославный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалис­тами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год при­нимают до 3 тыс. пациентов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8