Реклама

Этапы подготовки экскурсии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ

Работа над любой новой экскурсией начинается с чет­кого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экс­курсии — это то, ради чего показываются экскурсантам па­мятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уваже­ния к Родине, общественно-полезному труду, к другим на­родам; эстетическое воспитание, а также расширение круго­зора, получение дополнительных знаний в различных облас­тях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкрет­ного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объек­ты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ве­дут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой

и убедительностью. Группировка тем лежит в основе суще­ствующей классификации экскурсий.

ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журна­лах, которые раскрывают тему. Назначение списка — опре­делить примерные границы предстоящей работы по изуче­нию литературных источников, оказать помощь экскурсово­дам в использовании необходимого фактического и теоре­тического материала при подготовке текста. Перечень лите­ратуры размножается в нескольких экземплярах для удобст­ва в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литера­турных источников список может быть разделен на две час­ти: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ЭКСКУРСИОННОГО МАТЕРИАЛА

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникаль­но-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источ­ника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенден­циозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно про­веренные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компь­ютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (CD-ROM).

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Пра­вильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

• памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);

• здания и сооружения, мемориальные памятники, свя­занные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзо­леи, здания культурного назначения и другие постройки;

• природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные дере­вья, реликтовые растения и др.;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6