Реклама

Этапы подготовки экскурсии

— наличие доступности объекта (площадки для его ос­мотра);

— переезд или переход между объектами не должен за­нимать 10—15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

— наличие благоустроенных остановок, в том числе сани­тарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость из­менения маршрута в ряде случаев вызывается транспортны­ми «пробками», ремонтными работами на городских маги­стралях. Все это должно быть учтено при создании различ­ных вариантов маршрута.

ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА

Объезд (обход) маршрута является одним из важных эта­пов разработки новой экскурсионной темы. При организа­ции объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадя­ми, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой останов­ки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоя­нок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целе­сообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передви­жения туристов по маршруту выявить потенциально опас­ные места и принять меры.

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экс­курсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литератур­ный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отра­жает структуры экскурсии и не строится в маршрутной по­следовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объ­ектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в кон­трольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы вари­анты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, свя­занные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в кон­трольный текст включают материалы, которые должны со­ставить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопро­вождаются ссылками на источники.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе прове­дения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экс­курсиях нередко получается так, что не все объекты, необ­ходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экс­курсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушен­ное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходи­мость дать представление о первоначальном виде того мес­та, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, напри­мер, фотографии деревни или пустыря, панорамы строи­тельства предприятия, жилого массива. Может также воз­никнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демон­стрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7