Реклама

Невский проспект - лицо города

Петербургская государственная филармония начала свою деятельность в здании Дворянского собрания в 1921 году. Любители музыки знакомились здесь с произведениями мировой музыкальной классики и советских компоэрторов. Здесь устраивались и литературные вечера.

В большом зале филармонии исполнялись многие про­изведения одного из величайших композиторов XX века — Д. Д. Шостаковича, нашего земляка, петербуржца. Один из концертов имел совершенно особое значение в жизни города. 9 августа 1942 года в осажденном гитлеровцами Ленинграде в зале филармонии была исполнена Седьмая симфония Шо­стаковича, получившая название «Ленинградская». Языком музыки она рассказала о мужестве и стойкости Ленинграда, о вере ленинградцев в победу.

Исполнял симфонию симфонический оркестр филармо­нии, вернее, те музыканты, которые остались в блокадном Ленинграде, кто пережил первую, самую страшную блокад­ную зиму. Поредевший оркестр пополнили музыканты, спе­циально командированные с Ленинградского фронта. Дири­жировал К. И. Элиасберг. А в зале сидели те, о чьем мужестве и рассказывала симфония. На глазах многих были слезы. Обратите внимание на мемориальную доску на фасаде филармонии с записью о том давнем концерте в осажденном Ленинграде.

И сегодня Большому залу Петербургской филармонии принадлежит ведущая роль в музыкальной жизни города. На площади Искусств, в центре уютного сквера, вас словно приветствует бронзовый Пушкин. Памятник вели­кому поэту был открыт в 1957 году. Это одна из лучших работ известного скульптора М. К. Аникушина, работы ко­торого вы не раз встретите на улицах Петербурга.

За сквером, в глубине парадного двора, отделенного от площади чугунной оградой, вы видите главный корпус Михайловского дворца, который украшает стройная ко­лоннада. Михайловский дворец, одно из замечательных творений К. И. Росси, сооружен в 1819—1825 годах для брата Николая 1 великого князя Михаила Павловича. Скуль­птурное убранство дворца выполнили В. И. Демут-Мали-новский и С. С. Пименов. В конце XIX века во дворце разместился Музей Александра III — ныне Государственный Русский музей. Музей обладает богатейшей коллекцией древнерусских икон, картин, скульптуры. Здесь можно уви­деть работы Левицкого, Боровиковского, Репина, Сурикова, Матюшина, Филонова, произведения скульпторов Шубина, Антокольского и многих других мастеров.

К Михайловскому дворцу справа примыкает здание, построенное в 1900—1911 годах архитектором В. Ф. Свинь-иным. Здесь находится Музей этнографии, богатейшие кол­лекции которого дают представление о всех народностях России и бывшего Советского Союза.

Позади здания Михайловского дворца возвышаются ку­пола храма Воскресения Христова — «Спаса на крови». Неожиданно это удивительное сочетание классической стро­гости дворца с яркой красочностью куполов храма.

Площадь Искусств сформировалась в пушкинскую эпо­ху, это один из уголков «пушкинского Петербурга».

В 1831—1833 годах А. П. Брюллов построил на площади здание Михайловского театра, позднее перестроенное архи­тектором А. К. Кавосом. Ныне это академический Малый театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского.

В соседнем доме (дом № 3) с 1833 года жил Михаил Юрьевич Виельгорский — друг А. С. Пушкина. Музыкант и композитор, один из образованнейших людей своего вре­мени, он был самой известной фигурой музыкального Пе­тербурга. Его имя. как и имя его младшего брата Матвея Юрьевича, знали музыканты Европы. Михаил Виельгорский положил на музыку стихи А. С. Пушкина «Старый муж, грозный муж .», «Ворон к ворону летит .», «Черная шаль», отрывок из поэмы «Полтава» — «Кто при звездах и при луне .». Обаяние личности Виельгорского, атмосфера его дома притягивали сюда писателей, поэтов, музыкантов, ху­дожников. Пушкин, Жуковский, Вяземский, В- Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, К. П. Брюллов были постоян­ными посетителями дома Виельгорского.

В одно время с Виельгорским в этом доме снимала квартиру Е. А. Карамзина — вдова знаменитого историка и писателя. После смерти Н. М. Карамзина — он умер в 1826 году — Екатерина Андреевна и старшая дочь писателя Софья Николаевна сумели сохранить и расширить тот ли­тературно-общественный кружок, который группировался вокруг него. Авторитет имени Карамзина, простота и сер­дечность в обращении, принятые в его семье, возможность в непринужденной обстановке обсудить новости литератур­ной и общественной жизни России и Европы — все это привлекало к Карамзиным писателей, общественных дея­телей и просто умных и интересных людей. Завсегдатаями салона Карамзиных были В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, А. О. Смирнова-Россет и ее братья, поэтесса Е. П. Ростопчина и другие. У Карамзиных здесь бывал и Пушкин с женой.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14